Загрузка...
Рубрика: 
  • Обзоры рынков
Дата: 
22 октября 2013

Медиарынок Казахстана

В статье предложен структурный анализ медиарынка Казахстана на основе открытых данных, размещенных в сети Интернет. 

Реклама

По экспертной оценке «ВИ-Казахстан» объем всего рекламного рынка в 2012 году составил 36,4 млрд. тенге с НДС (244$ млн. с НДС). В сумму оценки включены только бюджеты от продажи рекламы на национальных и алматинских ресурсах, без учета регионального размещения.

Президент Media Arts Group Олег Волкош в интервью Первому каналу «Евразия»  отметил, что по итогам 2011 года рекламный рынок Казахстана вышел на сумму в 800$ млн. Учитывая динамику в 15%, предположим, что по итогам 2012 года цифра составила 920$ млн.

Телевидение является бюджетообразующим сегментом на казахстанском рынке рекламы, интернет – самый динамично развивающийся.

Медиарынок Казахстана

Рис. 1. Динамика изменения рекламных бюджетов по сегментам 2011/2012, +%.

Казахстанский рынок интернет рекламы вступил в фазу активного роста в 2010 году – в пост-кризисный период экономического развития, в качестве альтернативного недорогого маркетингового инструмента коммуникации, который привлек рекламодателей своей возможностью более точного таргетинга и интерактивностью ресурса. Интерес рекламодателей к новому каналу коммуникаций в Казахстане был обусловлен и динамичным  ростом проникновения интернета в стране из года в год. Так если, в 2007 г. до кризиса аудитория интернета в среднем за месяц составляла 1,6 млн. человек, то к 2010 г. она выросла в 3 раза, достигнув показателя в 5 млн. человек. В 2012 г. уровень проникновения интернета в Казахстане составил около 45% от всего населения страны, к концу 2013 г. аудитория интернета по прогнозам аналитиков вырастит до 8,8 млн. человек (50%). По данному показателю Республика  Казахстан занимает 11 место в Азии.

Значительный рост казахстанского рынка интернет рекламы (более 50% из года в год) обусловлен эффектом низкой базы данного сегмента. По оценке «ВИ Казахстан» объем рынка интернет рекламы в 2012 г. составил около 6$ млн. с НДС. К концу текущего года эта цифра по прогнозу ВИ достигнет порядка 8,7$ млн. с НДС, с долей рынка в 3,2%. Селлерская оценка основана на доходах медиа-площадок и в экспертную цифру рекламных бюджетов интернет сегмента не включены затраты связанные с веб-производством, интернет-рассылками и PR.

Медиарынок Казахстана

 

Рис.2. Доли рекламных бюджетов по сегментам 2011-2012 гг., %

Суммарный объем рекламы на ТВ, Радио в Прессе и Наружной рекламе в 2012 году превысил объем 2011 года на 10 %.

По данным Select Communication Group, в первом полугодии 2012 года рекламный рынок РК демонстрировал отсутствие глобальных изменений.

Наблюдался рост цен на рекламу на всех медиаплатформах: национальное ТВ – 10–12%, региональное ТВ – 15–20%, радио – 3–5%, пресса – 5–7%, наружная реклама – 8–10%, Интернет – 30–35%. Самый значительный рост цен наблюдался на рынке интернет-рекламы, что связано с постепенным увеличением спроса на digital-инструменты по мере роста проникновения Интернета среди населения РК.

Вместе с тем доминирование ТВ как самого востребованного рекламодателями медиаканала сохранилось: в первом полугодии 2012 года затраты рекламодателей в данном сегменте выросли на 14% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, а общая доля ТВ-рекламы на рынке РК составила около 56%. Однако по итогам трех кварталов текущего года объем интернет-рекламы вырос более чем на 15,2%, а ТВ – лишь на 3,5%.

Вероятно, что в будущем году тенденция сохранится: аналитики Select Communication Group прогнозируют рост рынка интернет-рекламы на том уже уровне, а вот объем ТВ-рекламы будет расти еще медленнее – в районе 2,3%.

По итогам II квартала текущего года вторым по объему сегментом казахстанского телевизионного рынка является наружная реклама с долей приблизительно 23%. Отмечается, что использование данного инструмента характерно для бизнеса в крупных и средних городах. По мнению экспертов, эффективность наружной рекламы весьма высокая, так как она воздействует на широкую аудиторию и является каналом коммуникации с конечным потребителем.

Реклама в прессе занимает третью позицию с долей рекламных затрат в размере 12%. По данным Select Communication Group, этот сегмент рекламного рынка в Республике Казахстан также замедлил свой рост, несмотря на большое количество участников рынка и широкий спектр рекламных инструментов.

Вместе с тем постепенно увеличивается доля затрат казахстанских компаний на интернет-рекламу – объемы рекламных затрат здесь приближаются к аналогичному показателю у радиорекламы. По оценкам Select Communication Group, в среднем рекламодатели тратят на рекламу в Интернете от 4% своих бюджетов и около 6% приходится на радио.

Международные коммуникационные холдинги обозначили свое присутствие открытием офисов на базе существующих рекламных агентств. На сегодняшний день в Казахстане функционируют представительства следующих рекламных групп:

Локальные рекламные агентства: Favourite Media Group, Openeyes DDB Kazakhstan, Advanced Style, MadGroup, Mozaic Media, Media Shop MSBP agency, MAGMA Media Kazakhstan, FCB Media Kazakhstan, MediaLand ST, Whole Central Asia, Star Media Company, ШтабМедиа, Diamond Creative Studio, Информсервис, GOOD! и т.д.

Рекламная деятельность в Казахстане регулируется следующими законодательными актами:

  • Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе»,
  • Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации», Правилами размещения объектов наружной (визуальной) рекламы в населенных пунктах (утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2008 года № 121),
  • ГОСТ 31306-2005 «Автомобильные транспортные средства Нанесение Рекламы на Наружные Поверхности. Общие требования»,
  • Правила выдачи разрешения на рекламу медицинских услуг, методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также биологически активных добавок к пище (утвержденными Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 18 ноября 2009 года № 737 «О некоторых вопросах выдачи разрешения на рекламу).

Телевидение

По оценкам Select Communication Group, сегодня телевидением пользуются около 95% населения РК, при этом около 70% казахстанцев смотрят передачи по телевидению каждый день, а среднее время просмотра в день составляет 3,75 часа. Именно самая высокая доля проникновения в сочетании с большими техническими возможностями передачи информации позволяют ТВ сохранять доминирующую позицию на рекламном рынке РК.

По итогам 2012 г., телевидение сохранило лидирующую позицию по затратам казахстанских рекламодателей с общей долей в размере 83,2%, что демонстрирует незначительный рост в сравнении с 2011 г. (82,9%).

Продажа рекламных возможностей телеканалов осуществляется либо сейлзхаусами (TV Media Advertising Agency, Видео Интернешнл Казахстан, Arna Media Advertising), либо рекламными службами телеканалов самостоятельно.

Согласно данным обзора, рекламодатели в 2012 году в целом сохраняют свои предпочтения: основные объемы рекламных затрат приходятся на:

Однако доля Первого канала в первом полугодии 2012 года снизилась на 6% в сравнении с аналогичным периодом 2011 года. Такая же ситуация наблюдается с телеканалами «Ел Арна» (-19%) и «Астана» (-12%). Напротив, значительно увеличилась доля НТК (+49%), 7 канала (+44%) и КТК (+19%).

Здесь лидирующую позицию продолжает занимать агентство TV-Media с долей около 60%. Вместе с тем активно набирает обороты компания VideoInternationalKazakhstan, доля которой в области продажи ТВ-рекламы оценивается в 30%.

Тракт формирования сигнала телерадиопрограмм представлен 215 электронными средствами массовой информации (СМИ). Функционирует спутниковый канал «Caspionet», осуществляющий вещание на территории стран Центральной Азии, Среднего Востока, Европы и Северной Африки. Действуют 167 операторов кабельного и 2 оператора спутникового вещания. В полном объеме республиканским вещанием охвачены жители лишь крупных населенных пунктов – областных и районных центров. Большинство сельских территорий охвачены вещанием только государственных каналов телевидения (Казахстан, Хабар, ЕлАрна).

Медиарынок Казахстана Рис. 3. Доля ТОП-10 телеканалов

Радио

По оценкам Select Communication Group, в первом полугодии 2012 года расходы рекламодателей на радио увеличились на 22% по сравнению аналогичным периодом предыдущего года. Отмечается, что на радио (как и на телевидении) большую часть размещения занимают 30- и 20-секундные ролики. Основными рекламодателями в данном сегменте являются представители отраслей «банковские услуги» ($4853 тыс.), «культура и развлечения» ($4049 тыс.) и «мобильная связь» ($2070 тыс.)

В тройке лидеров на Радио - Русское радио, Радио Ретро, LoveRadio.

ТОР 10 рекламодателей возглавляют компании: KAR-TEL (КАР-ТЕЛ), TELE 2 KAZAKHSTAN и БАНК ЦЕНТРКРЕДИТ.

По оценкам экспертов, доля радио в России в два раза меньше, чем в Казахстане.

До 1990 года в республике выходил в эфир 21 теле- и радиоканал. Из 7281 зарегистрированных СМИ на постоянной основе функционируют 2479  (34%).

В Республике Казахстан действуют свыше 200 электронных СМИ. Охват территории Республики Казахстан крупнейшими общенациональными электронными СМИ составляет (существуюющие данные): телеканалы «Хабар» - 95,70 процента, «Казахстан» - 96,25 процента, «Ел арна» - 75,50 процента, «Первый канал-Евразия» - 78,60 процента, Казахское радио - 86,99 процента. Функционирует спутниковый канал «Caspionet», осуществляющий вещание на территории стран Центральной Азии, Среднего Востока, Европы и Северной Африки.

Медиарынок Казахстана

Рис. 4. Доля ТОП-10 изданий, доля ТОП-10 радиостанций.

Пресса

До 1990 года в республике издавались всего 10 республиканских государственных газет и журналов. В настоящее время доля печатных СМИ составляет 50 процентов от общего числа масс-медиа, общественно-политических - 16 процентов, научных - 9 процентов, рекламных - 10,5 процента, детских, молодежных, женских и религиозных - приблизительно по 2 процента изданий каждое.

На внутреннем казахстанском информационном рынке распространяется 2392 иностранных СМИ, включая 2309 газет и журналов.

В настоящее время глянцевые журналы для рекламодателей являются наиболее популярными печатными изданиями в Казахстане. В первом полугодии объем затрат на рекламу в прессе увеличился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. По объемам размещения рекламы в первом полугодии 2012 года лидировали следующие издания: газеты «Экспресс К» (31%) и «Плюс» (18 %), журналы Harper's Bazaar (22%) и Cosmopolitan (13%).

Отмечается, что значимая часть наиболее востребованных рекламодателями изданий принадлежит издательским домам MediaLink и «Бурда Алатау Пресс». Основными рекламодателями в данном сегменте являются отрасли «косметика, парфюмерия, товары личной гигиены» и «бытовая техника».

В настоящее время доля печатных СМИ составляет 50 процентов от общего числа масс-медиа, общественно-политических - 16 процентов, научных - 9 процентов, рекламных - 10,5 процента, детских, молодежных, женских и религиозных - приблизительно по 2 процента изданий каждое.

Общие тенденции

В Республике Казахстан отработаны некоторые механизмы государственной финансовой поддержки СМИ, включая функционирование системы государственного заказа на освещение социально значимых и важнейших для общества тем.

Национальный (казахстанский) информационный рынок по своей нынешней природе можно определить как неконкурентный, так как на нем не действуют в чистом виде и полном объеме принципы рыночной экономики.

В этой связи на информационном рынке наблюдается ряд явлений негативного характера:

  • отсутствие достаточного количества специалистов-профессионалов, соответствующих требованиям современного информационного рынка, - менеджеров, творческих работников, журналистов, аналитиков, телеведущих, стрингеров, технологов, юристов и других;
  • слабое техническое оснащение субъектов информационного рынка, в первую очередь СМИ, что вызвано недостаточно современной материально-технической базой по производству и распространению информационной продукции; ограниченный доступ к телекоммуникациям и каналам распространения информации, особенно в регионах;
  • субъекты информационного рынка, в первую очередь СМИ, функционируют с крайне низкой рентабельностью, во многих случаях находятся в прямой финансовой зависимости от государства и/или финансово-промышленных групп и в своей деятельности зачастую отражают интересы последних;
  • малая емкость рынка, в том числе рекламного; недостаточно высокая платежеспособность части населения, что объясняет низкие расходы физических и юридических лиц на информационную продукцию;
  • неразвитость локальной, региональной и общенациональной телекоммуникационной инфраструктуры и инфраструктуры передачи и распространения информации, что вызвано, в том числе, состоянием на рынках передачи и распространения информации, близким к монопольному.

Особо выделяется вопрос своевременного совершенствования законодательной базы по дальнейшему формированию внутреннего информационного рынка в соответствии с достигнутым уровнем развития.

Эти стратегические проблемы надо последовательно решать, создавая условия для дальнейшей либерализации и развития отечественного медиа-рынка.

Интернет

Датой рождения Казнета принято считать 19 сентября 1994 года. Этим  числом датирована первая запись в базе данных международного агентства IANA, относящаяся к казахстанскому национальному домену KZ, входящему в семейство т. н. доменов верхнего уровня стран мира (ccTLD).

Согласно данным Internet World Stats Казахстан занимает 11 место среди стран Азии по уровню проникновения интернета. Количество интернет-пользователей составило на 30 июня 2012 года 7 884 905 человек. Уровень проникновения - 45%.

Отметим, что до 2009 года большая часть казахстанского трафика приходилась на зарубежные сайты (около 80%) и лишь 20% на казахстанские ресурсы. Это было связано с малым количеством качественных, интересных и полезных сайтов.

Для появления качественных сайтов в Казнете необходима, прежде всего, потребность в такой такого рода информации. Если польза (прибыль, выгода) от выпуска новой информации (нового сервиса, сайта  или услуги) будет выше, чем стоимость ее производства, то такой ресурс рано или поздно появится в информационной среде. Еще одной важной характеристикой, влияющей на динамику контента в сети, является глобальная конкуренция. В Интернете глобальная конкуренция достигает практически чистой формы. Нет никакого смысла создавать новых «Одноклассников» в Казахстане, т.к. с этим прекрасно справляется уже существующий российский сервис, или создавать новую поисковую систему.

Учитывая соотношение затраты/отдача и мировую конкуренцию, можно сказать, что интересные и полезные ресурсы в казахстанском сегменте в Интернете не появляются, т.к. из-за высокой конкуренции отдача будет очень низкой. На мой взгляд, казахстанским разработчикам необходимо использовать территориальное преимущество. Например, популярным является портал о недвижимости kn.kz. По рейтингу Zero.kz он входит в ТОП-30 самых популярных ресурсов Казахстана. Это достаточно удобный для казахстанцев сервис для покупки или продажи недвижимости.

Сейчас казахстанский Интернет находится в финальной стадии первоначального роста. Казнет переживает этап развития казахстанского контента, т.к. контент начинает активно развиваться в условиях большого количества посетителей. Доказательством этого является пример «Казакша Википедия», включающая в себя около 150000 статей. Каждый месяц этот ресурс посещает около семи миллионов человек. «Wikimania» наградила проект почетной премией, тем самым высоко оценив отечественных создателей ресурса.

Показательным кейсом также служит развитие новостного портала TengriNews. Открывшись в 2011 году, он стремительно взлетел в ТОП-10 интернет-ресурсов Казахстана. Дважды был удостоен премиями Award, которые вручают самым заметным веб-сайтам в зоне KZ.

Отметим и успех, как пользовательский, так и денежный у интересного ресурса VoxPopuli. Сайт фоторепортажей – уникальный в своем роде проект. По утверждениям основателя Алишера Еликбаева (известный блогер) аналогов в русскоязычном сегменте интернета не существуют. По итогам 2012 года по словам А.Еликбаева проект вышел в плюс, что не может не радовать. Производство контента для Voxpopuli стоит дорого. Реклама на ресурсе стоит дорого, но рекламодатель готов платить за место на хорошем ресурсе.

Трендами 2013 года стали громкие сделки в Казнете. Были зафиксированы крупные инвестиционные вливания в lux4you.kz, chocolife.me и lamoda.kz.

Данные факты способствуют уверенности в положительном развитии Казнета.

Благодаря государственной поддержке и широком развитии сети интернет от монополиста Megaline увеличивается потребление казахского контента. Это связано с бесплатным трафиком на внутренние ресурсы.

В ближайшем будущем ожидается развитие систем электронных денег (е-коммерция), что повлечет за собой открытие большого количества интернет-магазинов. Что касается медиа, это косвенным образом повысит возможность монетизации некоторых контентных проектов.

Значительный рост казахстанского рынка интернет рекламы (более 50% из года в год) обусловлен эффектом низкой базы данного сегмента. По оценке ВИ Казахстан объем рынка интернет рекламы в 2012 г. составил около 6$ млн. с НДС. К концу текущего года эта цифра по прогнозу ВИ достигнет порядка 8.7$ млн. с НДС, с долей рынка в 3,2%. Селлерская оценка основана на доходах медиа-площадок и в экспертную цифру рекламных бюджетов интернет сегмента не включены затраты связанные с веб-производством, интернет-рассылками и PR.

Рекламные агентства на казахстанском рынке представлены как международными рекламными группами, так и локальными агентствами.

Законодательство о СМИ

1. О системе законодательства страны

Для законотворческого процесса в Казахстане характерны следующие тенденции:

  • наличие в законодательных актах устаревших и дублирующих норм;
  • наличие пробелов в правовом регулировании;
  • наличие внутренних противоречий в действующем праве;
  • большое количество отсылочных норм в законах;
  • отсутствие практики принятия законов прямого действия в рамках круга вопросов, по которым в соответствии с  Конституцией могут приниматься законодательные акты.

Факторами, которые  могут неблагоприятно влиять на законотворческий процесс, являются:

  • слабая осведомленность общества о разработке проектов законов государственными структурами;
  • недостаточное участие гражданского общества, неправительственных организаций и бизнес-ассоциаций в законотворческой деятельности государственных органов.

Неупорядоченность при разработке подзаконных правовых актов приводит к их несогласованности с теми законами, в развитие которых они принимаются. Поскольку казахстанские законы содержат большое количество отсылочных и бланкетных норм права, для их развития требуется издание подзаконных актов. Зачастую они издаются с большим отрывом от даты принятия самого закона и их правовые нормы могут противоречить нормам, изложенных в законе.  

2. На территории Республики Казахстан действует «Закон Республики Казахстан «О Средствах Массовой Информации» от 23 июля 1999 года, с изменениями и дополнениями от 3 мая 2001 года.Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области средств массовой информации, устанавливает государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией Республики Казахстан. Также деятельность СМИ регламентируется следующими документами:

  • Закон Республики Казахстан «О персональных данных и их защите» от 21 мая 2013 года.За публикацию любых сведений о частной жизни чиновника, без его согласия, журналист теперь может сесть в тюрьму. Срок - до пяти лет.
  • Закон Республики Казахстан от 18 января 2012 года № 545-IV «О телерадиовещании». Телеканалы, использующие многоканальную передачу звукового сопровождения, должны использовать основное звуковое сопровождение на казахском языке, вводится в действие по истечении одного года после введения в действие закона. До полного перехода на цифровое эфирное телерадиовещание распространение негосударственных теле-, радиоканалов свободного доступа осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
  • Закон Республики Казахстан от 27 мая 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О культуре».

3. Мажилис (нижняя палата парламента) Казахстана 30 апреля 2009 года одобрил в первом чтении законопроект по мерам регулирования Интернет. Парламент обсуждает закон, который приравнивает блоги и чаты к СМИ. Их сможет закрывать генпрокурор республики. Иностранные СМИ станут недоступны в случае «угрозы национальной безопасности».

4. 13 июля 2009 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал законодательные поправки, приравнивающие все интернет-сайты к СМИ и позволяющие судам прекращать работу порталов. Документ, принятый в преддверии председательства Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), приравнивает все интернет-ресурсы к средствам массовой информации и даёт право судам закрывать сайты, если содержащаяся там информация будет признана незаконной[7]. Под действие данного закона подпадают не только материалы, размещённые на интернет-сайтах, но и комментарии к ним. Кроме того, могут быть заблокированы и зарубежные ресурсы, в случае, если их содержание противоречит законодательству страны.

5. 12 января 2012 года — были приняты поправки в Закон «О защите интеллектуальной собственности Республики Казахстан», согласно которым предусмотрены наказания пользователей и владельцев сайтов за хранение, обмен и распространение в интернете нелицензионного контента.

6. 31 января 2012 года — были введены в действие изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам интеллектуальной собственности (Закон Республики Казахстан от 12 января 2012 года № 537-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности»).

7. О языковой политике в средствах массовой информации

  • Меры по развитию и продвижению государственного языка за счет ущемления других языков, в данном случае, русского, предусмотренные в законодательстве о СМИ не являются необходимыми, оправданными и целесообразными с точки зрения международных и региональных норм и стандартов. Никто не оспаривает право государства на всеобъемлющую заботу о государственном языке, но право на пользование другими языками, в том числе в средствах массовой информации, и право доступа и получения информации на родном языке при этом не должно нарушаться.
  • Законодательство о средствах массовой информации не содержит каких-либо позитивных мер со стороны государства, которые бы стимулировали интерес вещателей и издателей к производству и распространению контента на государственном языке.

8. О системе регистрации и лицензирования СМИ

  • Несмотря на существование в казахстанском законодательстве таких терминов,  как «постановка на учет, переучет СМИ», означающих только техническую учетную регистрацию данных, в правоприменительной практике под этими терминами применяется  разрешительная регистрация, то есть государственный орган наделен полномочиями разрешать или не разрешать регистрацию средства массовой информации. Помимо этого, государственный орган управомочен приостанавливать  и даже прекращать выпуск СМИ из-за нарушения требований по постановке на учет и переучету СМИ. Еще одним правомочием государственного органа является принятие решения об аннулировании (отзыве) решения о постановке на учет СМИ. В совокупности, указанные выше властные полномочия государственного органа, реализуемые им по отношению к средствам массовой информации, схожи с режимом лицензирования, в рамках которого лицензиар имеет право выдать или отказать в выдаче лицензии; приостановить или прекратить действие лицензии, а также отозвать ее (лишение лицензии).  Хотя есть и существенное отличие этих двух административно-правовых режимов: если некоторые виды лицензий можно получить по месту регистрации лицензиата (в местных исполнительных органах власти), то процедура постановки на учет/переучет СМИ строго централизованно осуществляется только в уполномоченном государственном органе – Министерстве связи и информации РК.
  • Наличие  таких мер ответственности за нарушение законодательства, как приостановление и прекращение выпуска СМИ или распространения продукции средства массовой информации, наряду с фактическим режимом лицензирования СМИ (особенно для печатных СМИ и интернет-ресурсов), означают, что свобода слова и свобода массовой информации в Казахстане подвергаются серьезному и грубому вмешательству и ограничениям, не соответствующим установленным в МПГПП. Ограничения свободы слова и свободы массовой информации, применяемые в Казахстане, вряд ли можно признать целесообразными и необходимыми в демократическом обществе для достижения определенных целей, таких как защита прав и репутации других лиц, охрана национальной безопасности, охрана общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

9. О национальной безопасности и доступе к государственным секретам

Национальное законодательство о государственных секретах предусматривает обширный перечень сведений, которые отнесены к служебной тайне,  и являются государственными секретами. Процедура засекречивания не предполагает какого-то публичного обнародования информации о том, какие же  сведения, относящиеся к служебной тайне, подверглись засекречиванию.  Это дает основание предполагать наличие знаний о перечне засекреченных сведений только у узкого и ограниченного круга должностных лиц и заинтересованных организаций, к которым по понятным причинам, журналисты и СМИ отнесены быть не могут.  Поскольку это так, то наличие такого запрета, как «разглашение сведений, составляющих государственные секреты», предусмотренным Законом «О СМИ» можно рассматривать как вмешательство и ограничение свободы слова в РК, ведь ни журналисты, ни другие должностные лица СМИ не осведомлены о том, какие сведения защищаются законом о государственных секретах, а какие нет.

10. О неприкосновенности частной жизни

Казахстанское законодательство недвусмысленным образом устанавливает приоритет права на неприкосновенность частной жизни над правом на свободу выражения мнений,  включая свободу слова и свободу информации. Это является недопустимым с точки зрения принципов и норм международного права. Не учтены особенности применения  права на неприкосновенность частной жизни, таких, например, как:

  • если сведения о частной жизни выборного лица или назначаемого политика распространены в СМИ на фоне  преобладающего  общественного интереса в пользу раскрытия этих сведений;
  • если распространены сведения о частной жизни светской знаменитости или публичной персоны, и последние по умолчанию согласились с их обнародованием (например, позировали перед камерой, не высказывали неодобрения и т.д.);
  • если распространены сведения о доходах или состоянии здоровья первого лица государства и обнародование таких данных является общепризнанной практикой и не противоречит закону и т.д.
Смелый ход или неоправданный риск: расширение бренда Медиапланирование в прессе

Комментарии

Загрузка...
Наверх Версия для печати Сообщить об ошибке